Имя: (регистрация?) Пароль (забыл?):
ПОПУЛЯРНОЕ

Реклама



Нервная система

В нервной системе различают две части - центральную и периферическую. Центральную часть составляют головной и спинной мозг; периферическую - спинномозговые, черепномозговые нервы и нервные узлы. Нервная система связывает отдельные органы нашего организма между собой в единое целое и регулирует их деятельность. Посредством нервной системы происходит также связь организма человека с окружающей его средой.

К моменту рождения ребенка его центральная и периферическая нервная система еще не достигла своего полного развития. Спинной мозг в эмбриональном периоде развивается раньше, поэтому у новорожденного по своему строению он является более законченным и в функциональном отношении несколько более зрелым. Благодаря этому осуществляются первоначальные движения ребенка.

Мозговая ткань у новорожденного богата водой, борозды слабо выражены, а некоторые отсутствуют. Специфическая нервная ткань мозга еще недоразвита, недоразвиты кора и пирамидные пути. Приблизительно к 5 годам мозг ребенка по внешнему виду напоминает мозг взрослого, хотя его развитие все еще не вполне завершено.

Реакция организма на воздействия внешней среды проявляется в форме безусловных или условных рефлексов.

У новорожденного ребенка существуют только безусловные рефлексы, например сосательный. Ребенок сразу после рождения начинает сосать, если прикоснуться к его губам; мигать и жмуриться на яркий свет; отдергивает ногу, если кольнуть подошву (оборонительный рефлекс) .

Условные рефлексы в отличие от безусловных не являются врожденными, они вырабатываются при определенных повторяющихся условиях. Первые условные рефлексы появляются рано. Уже 2-недельный ребенок, которого мать кормит грудью, начинает делать сосательные движения, если его взять на руки в том положении, в каком его обычно прикладывают к груди.

Если изменить позу ребенка во время кормления, например кормить его в сидячем положении, то через некоторое время при положении у груди сосательных движений уже не будет.

С 4-6-недельного возраста возможна выработка условных рефлексов со всех рецепторов. Условные рефлексы имеют временный характер, они существуют до тех пор, пока необходимы организму. Условные рефлексы образуются в коре головного мозга и, следовательно, могут вырабатываться только тогда, когда она достаточно развита.

Органы чувств


Впечатления из окружающего нас мира воспринимаются посредством органов чувств (рецепторов) и передаются центральной нервной системе.

Понятно, что для выработки условных рефлексов, кроме зрелости коры головного мозга, необходимо, чтобы слух, зрение, обоняние, вкус и осязание у ребенка были достаточно развиты.

Зрение. Важнейшую роль в развитии высшей нервной деятельности играет зрение. Уже в период новорожденности у ребенка имеется защитный рефлекс на яркий свет (суживание зрачка) и мигание или жмурение при прикосновении к глазу. Из-за слабости глазодвигательных мышц наблюдается косоглазие, которое к 3-4 неделям исчезает. Способность рассматривать предмет обоими глазами на близком расстоянии появляется у ребенка к концу первого полугодия жизни.
Страница 1 из 2 | Следующая страница