Имя: (регистрация?) Пароль (забыл?):
ПОПУЛЯРНОЕ

Реклама



Если жизнь ребенка организована по определенному режиму и окружающие взрослые применяют всегда одни и те же воспитательные приемы (например, при укладывании, кормлении), то у ребенка на каждый из этих процессов формируется уже цепь или закрепленная система готовых реакций (динамический стереотип)-ребенок привыкает к этим способам обращения с ним, привыкает к знакомой обстановке и хорошо в ней ориентируется (знает, где лежат его игрушки, и, не задумываясь, производит ряд привычных движений, действий, чтобы их достать; он знает, где взять полотенце, и, умывшись, почти автоматически направляется в сторону вешалки).

Если сон, кормление, игра, прогулка проходят всегда в определенное время и чередуются всегда в одной и той же последовательности, то слова воспитательницы: «Тетя Катя принесла обед, сейчас будем кушать» вызывают у детей ряд привычных действий-дети собирают игрушки, бегут в туалетную, начинают мыть руки и др. Такой определенный порядок значительно облегчает поведение ребенка - ему не надо каждый раз затрачивать ни времени, ни сил, чтобы найти нужную вещь, не нужно каждый раз учиться каким-то новым действиям, формировать новые движения. Но если привычный уклад жизни нарушается или резко меняются все условия воспитания (режим, обстановка, методы обращения с ребенком и др.), то у маленьких детей часто в этих случаях нарушается эмоциональное состояние и все его поведение. Так например, даже приход постороннего незнакомого человека в семью часто меняет привычное поведение ребенка.

Резкое изменение режима отрицательно сказывается на самочувствии- ребенка, вызывает явления раздражительности. Изменение или даже перестановка оборудования временно нарушает ранее выработанные привычки. Такие нарушения обычного для ребенка поведения Объясняются тем, что всякое изменение привычных условий жизни требует от ребенка замены старых, ранее сложившихся рефлексов новыми. Однако всякая переделка уже выработанного рефлекса, а тем более перестройка целой системы закрепленных рефлексов (динамического стереотипа) возможна не сразу и требует большого нервного напряжения. Для детей первых 3 лет, когда их нервная система еще функционально недостаточно развита, такая перестройка очень трудна. Поэтому дети раннего возраста часто тяжело привыкают к новым условиям жизни, особенно если они резко меняются.

В новых условиях в яслях первое время многие дети плохо едят, с трудом засыпают, много плачут. Иногда можно отметить и более глубокие нарушения: повышается температура, изменяется характер стула, нарушаются некоторые ранее приобретенные навыки - ребенок перестает проситься на горшок, речь его затормаживается и т. п.

Но не все дети одинаково реагируют на перемену условий жизни. Прежде всего это зависит от их возраста. Дети, поступающие в ясли в возрасте до 5 месяцев и находящиеся на грудном вскармливании, сравнительно легко привыкают к новым условиям, так как у них еще не сформировался стереотип. Труднее всего приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 5 месяцев до 1 года 8-9 месяцев. К 5-6 месяцам у детей уже формируется ряд сравнительно устойчивых рефлексов. Эти условно-рефлекторные связи в новых жизненных условиях должны быть заменены, переделаны. В то же время тренировки в перестройке условных рефлексов у детей этого возраста еще нет. Поэтому если у них сразу и резко нарушаются привычные условия жизни, то это вызывает различные нарушения их поведения и состояния. Дети старше 1 года 8-9 месяцев, хотя и имеют ряд устойчивых привычек, но уже способны к перестройке их вследствие того, что обладают более совершенной высшей нервной деятельностью. Детей данного возраста легче заинтересовать новыми игрушками, каким-либо занятием, их поведение можно уже регулировать речью.
Страница 1 из 7 | Следующая страница